Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Работу по развитию мелкой моторики рук следует начинать уже с самого раннего детства. В раннем и младшем дошкольном возрасте можно играть в игры, предполагающие активную работу кистей рук, читать стихи и петь весёлые песенки.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Задания должны приносить ребенку радость. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не забывать хвалить ребенка.
Дети второй младшей группы «Звездочки», очень любят и всегда с большим интересом и удовольствием занимаются этим увлекательным занятием. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры», игра способствует развитию мелкой моторики, координации движений. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, возможность и игр для развития мелкой моторики моторики большое количество, можно использовать такие как:
- Игры с пуговицами («Застегни карманчик»;
- Игры – шнуровки («Зашнуруй ботинок») ;
- Игры с прищепками («Постираем платочки») ;
- Игры с сыпучими материалами («Месим тесто») ;
- Игры с бусинами, макаронами («Бусы для мамы»,«Найди такую же») и многие другие.
- Рисование (рисование карандашом, кистью, пальцами, пористыми губками) ;
- Аппликация (сначала просто рвать, а потом и вырезать ножницами кусочки бумаги, картинки, фигуры и закреплять (приклеивать) их на листе бумаги) ;
- Лепка (лепка из пластилина или соленого теста; отщипнуть кусочек, надавливание, скатывание) .
- Игры на песке служат прекрасным средством для развития и самообразования ребенка;
- Игры с водой способствуют развитию тактильно – кинестетической чувствительности, формируют первичные приемы мышления.
Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. У детей повышается любознательность, пытливость; расширяется словарный запас; приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, обуваться.
Вместе с тем, развитие мелкой моторики руки в условиях системы дополнительного образования позволяет значительно расширять моторные возможности, готовить руку ребенка к письму, рисованию, к успешному выполнению практической деятельности с предметами. Совершенствование двигательных качеств способствует более быстрому формированию трудовых навыков.