Шороховский детский сад "Радуга"

Адрес: Тюменская область, Исетский район, село Шорохово, улица 40 лет Победы, дом 15
Телефон: 8(34537)27429
Эл. почта: raduga1572@yandex.ru

Организация дежурства детей дошкольного возраста в ДОУ

16 октября 2019 г.

 В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного и заботливого отношения к людям и природе. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

Важной задачей организации дежурства в дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело,

стремление работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Воспитывать у детей эти качества можно только при регулярном их участии в труде. Дежурство дошкольников постепенно усложняется по содержанию труда, по формам объединения, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе

Таким образом, по содержанию труда дежурство делится на

-дежурство в столовой;

-подготовка к занятиям;

-дежурство в уголке природы.

Дежурства в нашем детском саду педагоги организуют со второй младшей группы – вторая половина года. Дети учатся сервировать столы, в старших группах дежурят по занятиям, в уголке природы.

 Малыши привлекаются к участию в подготовке процесса питания, выполняют простейшие поручения: правильно поставить стульчики к столам, на середину – тарелочки с хлебом, стаканы с салфетками. У детей воспитывается умение выполнять несколько трудовых действий, связанных с накрыванием на стол. Педагоги учат детей соблюдать последовательность в работе и умению не отвлекаться от дела, а также стремиться к созданию спокойной обстановки, контролируют, приходят на помощь, учитывая индивидуальные возможности.

В средней группе дети продолжают дежурить по столовой, назначается двое дежурных, которые полностью накрывают на столы: раздают индивидуальные салфетки, ложки, вилки, ставят хлебницы, стаканы с салфетками, заранее приготовленные на раздаточном столе. Дежурные сами наполняют стаканы салфетками.

Во второй половине года в средней группе вводится дежурство по занятиям (разложить кисточки, поставить баночки с клейстером, постелить индивидуальные салфетки и т. д., так же помогают убрать материал после занятий. Воспитатель подчеркивает насколько работа дежурных необходима, что дети должны помогать взрослым в их работе, опирается на положительные примеры поведения детей в труде.

В старшей группе на дежурство по столовой назначается так же по два ребёнка. Дежурные полностью сервируют стол посудой, заранее приготовленной помощником воспитателя на раздаточном столе, в соответствии с числом детей. Процесс обязательно контролируется взрослым. Дежурные после еды убирают салфетницы, хлебницы, помогают убирать ложки и вилки. Дети благодарят дежурных за оказанную помощь. Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в её процессе, деловитости и самостоятельности.

При подготовке к занятиям дежурные должны узнать, какие материалы будут нужны, помогают раздать необходимый материал, налить клей, принести в группу пособия для занятия.

Если воспитатель умеет опираться на помощь дежурных, всячески подчеркивает ее важность, у детей растет ответственность за выполнение порученного дела.

Так же в старших группах вводится еще один вид дежурства – дежурство в уголке природы. (начинается с начала года) Воспитатель подчеркивает важность тщательного постоянного ухода за растениями; только при этом условии им будет хорошо в группе. На занятии воспитатель показывает новые приемы работы дежурных: как опрыскивать растения из пульверизатора (какие нужно опрыскивать, а какие нельзя, почему, как подсаживать лук вместо срезанного, как заготавливать воду для полива растений и т. д.

Воспитатель обращается к дежурным как к своим помощникам, одобряет их действия, старательность, инициативу, умение выполнять задания, использовать рациональные приемы. Все это повышает интерес детей к делу. Они чувствуют, что их работа нужна, а поощрение педагогом их действий укрепляет уверенность в своих силах.

Воспитатель приучает и детей благодарить дежурных за оказанную услугу, относиться с уважением к их труду. Если воспитатель умеет опираться на помощь дежурных, всячески подчеркивает их важность, у детей растет ответственность за выполнение порученного дела.