Малыш рано начинает обращать внимание на трудовые действия взрослого человека. Его привлекает то, как мама моет посуду, как папа ремонтирует стул, как бабушка печёт пирожки и т.д. Ребёнок начинает подражать взрослым в этих действиях не только в игре, но и в реальной жизни, делая попытки мыть, подметать, стирать и т.п. Малыши, как правило, выполняют несложные работы, подражая старшим, особенно если последние разумно организуют и поощряют такую работу. Ребёнку нравятся поручения, выполнение которых содержит элементы игры или доставляет эстетическое наслаждение. Неправильно было бы превращать труд в игру во всех случаях.
По содержанию детский труд можно разделить на несколько видов:
- хозяйственно-бытовой труд: самообслуживание, уход за помещением и вещами, помощь взрослым в приготовлении пищи;
- труд «в природе»: выращивание комнатных растений, посевы и посадки в цветнике, на огороде, в саду, уход за домашними животными;
- ручной труд (с элементами конструирования): изготовление игрушек и простейших пособий из бумаги, картона, из природного материала, работа по дереву.
Дети любят подготовку к праздникам. Если вы начинаете предпраздничную уборку квартиры, продумайте возможное участие в ней и ребёнка. Уже 3-4-летние дети могут протереть влажной тряпочкой свои игрушки, полочку и стол, вымыть подоконник. Более старшим детям доверяют более сложные дела: навести порядок в буфете, на полках шкафа.
Малыш с удовольствием кормит и поит птиц, животных; помогая маме, пропалывает грядку или клумбу. Здесь можно поиграть с песком, погладить или потрогать птичку, понаблюдать за ней. Но вместе с тем ребёнок узнаёт, что если вовремя не прополоть грядку или клумбу, то сорняки заглушат культурные растения; если не покормить и не напоить в положенное время животных, птиц, то они будут страдать, напоминать о себе людям.
У ребёнка постепенно складывается положительное отношение не только к тем видам труда, которые связаны с игрой и эстетическим наслаждением, но и к тем, которые не столь занимательны, но необходимы, то есть происходит осознание важности любого вида трудовой деятельности. Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, подтверждением чего являются их игры. Дети увлеченно играют в «больницу», «магазин», «стройку», передавая не только трудовые действия, но и взаимоотношения между людьми, их отношение к работе. Игра для детей - путь познания и, наконец, это приобщение к жизни, даже, если хотите, начало профориентаций. Впечатления детства самые прочные.
Дети старшей группы «Солнышко», находясь на прогулке, в игровой форме прибрали территорию. Дети собрав листья, сыграли в игру листопад. Тем самым закрепили природные явления.
Ребёнка в дошкольном возрасте следует подводить к пониманию необходимости выполнения такой работы, в которой нуждаются другие люди. Трудовые действия ребёнка должны происходить в обстановке внимания, любви, моральной поддержки взрослых. Стремление ребёнка хорошо выполнить поручение должно быть одобрено родителями, вызывать у ребёнка положительные эмоции. При этих условиях воспитывается истинное трудолюбие.