СП МАОУ Шороховской СОШ Шороховский детский сад "Радуга";

Тюменская область, Исетский район, село Шорохово, улица 40 лет Победы, дом 15

Телефон

8(34537)27429

Эл. почта raduga1572@yandex.ru

Шороховский детский сад "Радуга"

Адрес: Тюменская область, Исетский район, село Шорохово, улица 40 лет Победы, дом 15
Телефон: 8(34537)27429
Эл. почта: raduga1572@yandex.ru

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда

Не указана
Не указан
Не указан
Не указан
Не указан
Не указан
Не указан
Не указан

О средствах обучения и воспитания

 

Поддержка и сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в Шороховском детском саду «Радуга»

Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в нашем детском саду направлено на формирование полноценной социализированной личности ребенка с нарушением интеллектуального и психофизического развития через коррекционно-развивающее обучение и воспитание, направленное на личностное развитие, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков, успешной социальной адаптации.

За 2015-2021 год детский сад посещали дети со следующими ограничениями в здоровье: один ребёнок с нарушением зрения и с тяжёлым нарушением речи; два ребёнка с синдромом Дауна; один ребёнок с задержкой психического развития; несколько детей с алалией, дизартрией, ОНР.

С детьми с ОВЗ и инвалидами занимаются воспитатели групп, музыкальный руководитель, а также учитель-логопед. В настоящее время решается вопрос введения ставки педагога-психолога.

       В детском саду разработано положение по ситуативной помощи людям с инвалидностью, в котором прописан алгоритм оказания ситуационной помощи инвалидам, ответственность и полномочия сторон, правила поведения при общении с инвалидами, рекомендации по использованию слов и понятий при общении с инвалидами.

Целью работы в этом направлении является содействие педагогическому коллективу детского сада в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности каждого ребёнка и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности детей, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса.

В процессе решаются следующие задачи:

своевременное выявление детей с трудностями адаптации при поступлении детей в детский сад, в том числе обусловленными ОВЗ;

определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, детей-инвалидов;

определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;

обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам;

реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ;

оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по медицинским, социальным, педагогическим и другим вопросам.

Виды работы по данному направлению

Диагностическое обеспечение ранней психолого-педагогической помощи

Целью диагностического направления в деятельности воспитателя является выявление особенностей развития ребёнка, его потенциальных возможностей через наблюдение за детьми в игре, организацию и проведение комплексной психолого-педагогической оценки развития и состояния ребенка, функциональной диагностики позитивных и негативных тенденций в развитии ребенка. Диагностическая функция обеспечивает, прежде всего, определение уровня развития ребенка, его соответствие нормативным показателям ведущих для данного возраста линий развития.

В зависимости от полученных результатов определяется характер психофизического развития, его нормативность, наличие опережения либо задержки, как в целом, так и по отдельным областям.

Роль родителей особенно значима при проведении наблюдений за ребенком в разнообразных естественных ситуациях. При этом заранее должны быть определены как задачи наблюдения, так и его конкретный предмет (способы деятельности, формы и характер взаимодействия с окружающими, интересы и др.).  Результаты таких наблюдений наиболее точно помогают определить динамику развития ребенка, а, следовательно, и эффективность ранней психолого-педагогической помощи, оказываемой ребенку.

Диагностическая функция обеспечивала возможность прогнозирования дальнейшего развития ребенка, появления у него в будущем тех или иных затруднений, обусловленных выявленными особенностями развития самого ребенка и социальной ситуации его воспитания и развития.

Также ежегодно в первую неделю сентября логопедом проводится логопедическая диагностика детей старшего возраста. Логопед использует следующие методики: просмотр рисунков, моторные пробы, классификация, 4-лишний, последовательные картинки, кратковременная речевая память, кратковременная зрительная память. Беседует с целью уточнения запаса представлений об окружающем мире, уровня развития речи. Заполняется в протоколе первичного обследования и в карте динамического наблюдения. Логопед знакомит родителей с результатами диагностики. При выявлении отклонений в речевом или психическом развитии ребёнок с матерью направляются на психолого-педагогический консилиум школы, где принимается решение обследования ребёнка узкими медицинскими специалистами и назначается психолого-педагогическая комиссия.

По рекомендации психолого-педагогической комиссии воспитатель-методист составляет для ребенка адаптированную программу, которой придерживается воспитатель группы, логопед составляет индивидуальный маршрут.

Групповые и индивидуальные форма работы. Занятия построены в форме игры и включены методики, стимулирующие развитие детей, как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности. Игровая деятельность обучает ребенка управлять своим поведением. Общение в группе расширяет границы видения ребенком своих возможностей через отражение действий других и с другими. Создание ситуации успеха выявляет способность ребенка в самоактуализации и более эффективном усвоении получаемых знаний. Наибольшей привлекательностью обладают ролевые игры. Однако самым слабым звеном у наших детей являлась развитие речи. Детям трудно выражать свои мысли и чувства, обращаться к другим, получать обратную связь, поэтому в занятия включены постановка известных сказок и придумывание своих с последующим их проигрыванием, разыгрывание сценок из жизни семьи, игры на развитие моторики рук.

 

Консультативная помощь

Активное включение родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в целенаправленный коррекционно-развивающий процесс. Решение этих задач обеспечивает разнонаправленность консультативной помощи. Ее адресатами являются как родители, так и педагоги.

Содержание консультативной помощи включает информацию о закономерностях речевого развития в подростковом возрасте, об индивидуальных особенностях развития ребенка, задачах, направлениях и средствах развивающего взаимодействия взрослых с ребенком. Консультативная помощь может ориентировать педагогов и родителей в научно-методических, нормативно-правовых и организационных аспектах ранней психолого-педагогической помощи, материально-технических условиях ее реализации.

Консультативная помощь реализуется в процессе индивидуальных и дистанционных консультаций родителей и воспитателей. Разовые консультации носят в основном информационный и рекомендательный характер. Регулярные консультации проводятся с определенной периодичностью, кроме информационных, решают еще и обучающие, организационные задачи разработки и периодической корректировки индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку.

Коррекционно-развивающая работа логопеда

Система коррекционно-развивающей работы логопеда направлена на обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возникновения возможных трудностей в усвоении образовательной программы детского сада, обусловленных недоразвитием речевой и фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников. Формирование полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия и навыка первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизация слухопроизносительных умений и навыков в различных ситуациях, развитие связной речи. Коррекционная работа на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления: Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях детского сада, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

 

Организационно-методическая работа направлена на ведение и оформление документации, на повышение педагогического мастерства;

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение дошкольного образования детей с ОВЗ должно отвечать не только общим, но и их особым образовательным потребностям. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения процесса образования отражается специфика требований к:

  • организации пространства, в котором обучается ребенок с ОВЗ;
  • организации временного режима обучения;
  • техническим средствам обучения, включая компьютерные инструменты обучения, ориентированные на - удовлетворение особых образовательных потребностей, обучающихся с ОВЗ;
  • специальной методической литературой, рабочими тетрадями, дидактическим материалом, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ и позволяющих реализовывать выбранный вариант программы.

 

Организация пространства

 Пространство (прежде всего здание и прилегающая территория), в котором осуществляется образование воспитанников с ОВЗ соответствует общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям.

 На данный момент для создания качественных материально-технических ресурсов и условий «безбарьерной» образовательной среды   в детском саду проведены следующие мероприятия:

   1. Групповые помещения оснащены оборудованием в соответствии с нормами СанПиН, правилами   противопожарного режима РФ и элетробезопасности, требованиями к материально-техническому обеспечению. Каждая группа   оборудована столами, регулируемыми в соответствии с ростом детей, что обеспечивает возможность поддерживать правильную позу.

Для проведения занятий с учителем-логопедом имеется отдельный специально оборудованный кабинет.

Имеются демонстрационные и раздаточные материалы, необходимые для реализации АООП.

 

Организация временного режима

 Временной режим образования обучающихся устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.).

Сроки освоения адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования варьируют в зависимости от заключения ПМПК отдела образования Исетского муниципального района.

 

Технические средства обучения

Технические средства обучения (включая компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности детей с ОВЗ, способствуют мотивации совместной образовательной деятельности, развивают познавательную активность детей.

Информационно-образовательная среда детского сада включает в себя совокупность технологических средств (ноутбуки, мультимедийный проектор с экраном, интерактивная доска, интерактивный стол логопеда, акустическая система музыкального зала, электронное фортепиано и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия компетентных участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Для создания качественного информационного ресурса используются возможности

дистанционного обучения детей с ОВЗ через социальные сети.

 

   Требования к методической литературе, рабочим тетрадям и специальным дидактическим материалам.

Для воспитателей и учителя – логопеда приобретена методическая литература, которая используется для планирования образовательного процесса, в работе с детьми при организации совместной деятельности. Для закрепления знаний и умений, педагоги используют детские развивающие тетради, либо распечатывают материал на принтере для каждого ребёнка.   Особые образовательные потребности детей с ОВЗ обусловливают необходимость специального подбора дидактического материала, преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности. Педагоги используют разнообразный дидактический материал, пособия, игры и игрушки, разнообразие которых представлено в Приложении № 1.

 

Статус ОВЗ в дошкольном возрасте дает:

  1. Право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, социальным педагогом в условиях школы;
  2. Право на особый подход со стороны педагогов, которые должны учитывать психофизические особенности ребёнка, в том числе индивидуально-ориентированные занятия;
  3. Право на бесплатное питание в детском саду;
  4. Право на конфиденциальность информации о состоянии психофизического развития и неразглашении ее третьим лицам, не участвующим в процессе образования детей.

     При наличии показаний для определения статуса «ребенок с ОВЗ» родителям рекомендуем своевременно пройти ПМПК. Обучение по адаптированной общеобразовательной программе начинается только с заявления – согласия мамы ребёнка.

     Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать детский сад, организуется на дому. Основанием для организации обучения на дому являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

По-моему мнению, в детском саду благоприятные условия для организации помощи семьям и детям с ОВЗ.

Наличие в образовательной организации электронной информационно-образовательной среды

Не указано

Сведения о наличии электронных образовательных и информационных ресурсов по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам

Наименование Количество
Количество собственных электронных образовательных и информационных ресурсов 0
Количество сторонних электронных образовательных и информационных ресурсов 0
Количество баз данных электронного каталога 0

Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ учащихся

Не указаны

Информация о приспособленных электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ учащихся

Не указаны

Сведения об общежитии, интернате, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся

Наименование показателя Общежития Интернаты
Количество общежитий/интернатов 0 0
Количество мест 0 0
Количество жилых помещений в общежитии, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья 0 0