СП МАОУ Шороховской СОШ Шороховский детский сад "Радуга";

Тюменская область, Исетский район, село Шорохово, улица 40 лет Победы, дом 15

Телефон

8(34537)27429

Эл. почта raduga1572@yandex.ru

Шороховский детский сад "Радуга"

Адрес: Тюменская область, Исетский район, село Шорохово, улица 40 лет Победы, дом 15
Телефон: 8(34537)27429
Эл. почта: raduga1572@yandex.ru

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

О средствах обучения и воспитания

 

Поддержка и сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в Шороховском детском саду «Радуга»

Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в нашем детском саду направлено на формирование полноценной социализированной личности ребенка с нарушением интеллектуального и психофизического развития через коррекционно-развивающее обучение и воспитание, направленное на личностное развитие, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков, успешной социальной адаптации.

За 2015-2021 год детский сад посещали дети со следующими ограничениями в здоровье: один ребёнок с нарушением зрения и с тяжёлым нарушением речи; два ребёнка с синдромом Дауна; один ребёнок с задержкой психического развития; несколько детей с алалией, дизартрией, ОНР.

С детьми с ОВЗ и инвалидами занимаются воспитатели групп, музыкальный руководитель, а также учитель-логопед. В настоящее время решается вопрос введения ставки педагога-психолога.

       В детском саду разработано положение по ситуативной помощи людям с инвалидностью, в котором прописан алгоритм оказания ситуационной помощи инвалидам, ответственность и полномочия сторон, правила поведения при общении с инвалидами, рекомендации по использованию слов и понятий при общении с инвалидами.

Целью работы в этом направлении является содействие педагогическому коллективу детского сада в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности каждого ребёнка и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности детей, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса.

В процессе решаются следующие задачи:

своевременное выявление детей с трудностями адаптации при поступлении детей в детский сад, в том числе обусловленными ОВЗ;

определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, детей-инвалидов;

определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;

обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам;

реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ;

оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по медицинским, социальным, педагогическим и другим вопросам.

Виды работы по данному направлению

Диагностическое обеспечение ранней психолого-педагогической помощи

Целью диагностического направления в деятельности воспитателя является выявление особенностей развития ребёнка, его потенциальных возможностей через наблюдение за детьми в игре, организацию и проведение комплексной психолого-педагогической оценки развития и состояния ребенка, функциональной диагностики позитивных и негативных тенденций в развитии ребенка. Диагностическая функция обеспечивает, прежде всего, определение уровня развития ребенка, его соответствие нормативным показателям ведущих для данного возраста линий развития.

В зависимости от полученных результатов определяется характер психофизического развития, его нормативность, наличие опережения либо задержки, как в целом, так и по отдельным областям.

Роль родителей особенно значима при проведении наблюдений за ребенком в разнообразных естественных ситуациях. При этом заранее должны быть определены как задачи наблюдения, так и его конкретный предмет (способы деятельности, формы и характер взаимодействия с окружающими, интересы и др.).  Результаты таких наблюдений наиболее точно помогают определить динамику развития ребенка, а, следовательно, и эффективность ранней психолого-педагогической помощи, оказываемой ребенку.

Диагностическая функция обеспечивала возможность прогнозирования дальнейшего развития ребенка, появления у него в будущем тех или иных затруднений, обусловленных выявленными особенностями развития самого ребенка и социальной ситуации его воспитания и развития.

Также ежегодно в первую неделю сентября логопедом проводится логопедическая диагностика детей старшего возраста. Логопед использует следующие методики: просмотр рисунков, моторные пробы, классификация, 4-лишний, последовательные картинки, кратковременная речевая память, кратковременная зрительная память. Беседует с целью уточнения запаса представлений об окружающем мире, уровня развития речи. Заполняется в протоколе первичного обследования и в карте динамического наблюдения. Логопед знакомит родителей с результатами диагностики. При выявлении отклонений в речевом или психическом развитии ребёнок с матерью направляются на психолого-педагогический консилиум школы, где принимается решение обследования ребёнка узкими медицинскими специалистами и назначается психолого-педагогическая комиссия.

По рекомендации психолого-педагогической комиссии воспитатель-методист составляет для ребенка адаптированную программу, которой придерживается воспитатель группы, логопед составляет индивидуальный маршрут.

Групповые и индивидуальные форма работы. Занятия построены в форме игры и включены методики, стимулирующие развитие детей, как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности. Игровая деятельность обучает ребенка управлять своим поведением. Общение в группе расширяет границы видения ребенком своих возможностей через отражение действий других и с другими. Создание ситуации успеха выявляет способность ребенка в самоактуализации и более эффективном усвоении получаемых знаний. Наибольшей привлекательностью обладают ролевые игры. Однако самым слабым звеном у наших детей являлась развитие речи. Детям трудно выражать свои мысли и чувства, обращаться к другим, получать обратную связь, поэтому в занятия включены постановка известных сказок и придумывание своих с последующим их проигрыванием, разыгрывание сценок из жизни семьи, игры на развитие моторики рук.

 

Консультативная помощь

Активное включение родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в целенаправленный коррекционно-развивающий процесс. Решение этих задач обеспечивает разнонаправленность консультативной помощи. Ее адресатами являются как родители, так и педагоги.

Содержание консультативной помощи включает информацию о закономерностях речевого развития в подростковом возрасте, об индивидуальных особенностях развития ребенка, задачах, направлениях и средствах развивающего взаимодействия взрослых с ребенком. Консультативная помощь может ориентировать педагогов и родителей в научно-методических, нормативно-правовых и организационных аспектах ранней психолого-педагогической помощи, материально-технических условиях ее реализации.

Консультативная помощь реализуется в процессе индивидуальных и дистанционных консультаций родителей и воспитателей. Разовые консультации носят в основном информационный и рекомендательный характер. Регулярные консультации проводятся с определенной периодичностью, кроме информационных, решают еще и обучающие, организационные задачи разработки и периодической корректировки индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку.

Коррекционно-развивающая работа логопеда

Система коррекционно-развивающей работы логопеда направлена на обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возникновения возможных трудностей в усвоении образовательной программы детского сада, обусловленных недоразвитием речевой и фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников. Формирование полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия и навыка первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизация слухопроизносительных умений и навыков в различных ситуациях, развитие связной речи. Коррекционная работа на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления: Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях детского сада, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

 

Организационно-методическая работа направлена на ведение и оформление документации, на повышение педагогического мастерства;

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение дошкольного образования детей с ОВЗ должно отвечать не только общим, но и их особым образовательным потребностям. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения процесса образования отражается специфика требований к:

  • организации пространства, в котором обучается ребенок с ОВЗ;
  • организации временного режима обучения;
  • техническим средствам обучения, включая компьютерные инструменты обучения, ориентированные на - удовлетворение особых образовательных потребностей, обучающихся с ОВЗ;
  • специальной методической литературой, рабочими тетрадями, дидактическим материалом, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ и позволяющих реализовывать выбранный вариант программы.

 

Организация пространства

 Пространство (прежде всего здание и прилегающая территория), в котором осуществляется образование воспитанников с ОВЗ соответствует общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям.

 На данный момент для создания качественных материально-технических ресурсов и условий «безбарьерной» образовательной среды   в детском саду проведены следующие мероприятия:

   1. Групповые помещения оснащены оборудованием в соответствии с нормами СанПиН, правилами   противопожарного режима РФ и элетробезопасности, требованиями к материально-техническому обеспечению. Каждая группа   оборудована столами, регулируемыми в соответствии с ростом детей, что обеспечивает возможность поддерживать правильную позу.

Для проведения занятий с учителем-логопедом имеется отдельный специально оборудованный кабинет.

Имеются демонстрационные и раздаточные материалы, необходимые для реализации АООП.

 

Организация временного режима

 Временной режим образования обучающихся устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.).

Сроки освоения адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования варьируют в зависимости от заключения ПМПК отдела образования Исетского муниципального района.

 

Технические средства обучения

Технические средства обучения (включая компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности детей с ОВЗ, способствуют мотивации совместной образовательной деятельности, развивают познавательную активность детей.

Информационно-образовательная среда детского сада включает в себя совокупность технологических средств (ноутбуки, мультимедийный проектор с экраном, интерактивная доска, интерактивный стол логопеда, акустическая система музыкального зала, электронное фортепиано и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия компетентных участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Для создания качественного информационного ресурса используются возможности

дистанционного обучения детей с ОВЗ через социальные сети.

 

   Требования к методической литературе, рабочим тетрадям и специальным дидактическим материалам.

Для воспитателей и учителя – логопеда приобретена методическая литература, которая используется для планирования образовательного процесса, в работе с детьми при организации совместной деятельности. Для закрепления знаний и умений, педагоги используют детские развивающие тетради, либо распечатывают материал на принтере для каждого ребёнка.   Особые образовательные потребности детей с ОВЗ обусловливают необходимость специального подбора дидактического материала, преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности. Педагоги используют разнообразный дидактический материал, пособия, игры и игрушки, разнообразие которых представлено в Приложении № 1.

 

Статус ОВЗ в дошкольном возрасте дает:

  1. Право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, социальным педагогом в условиях школы;
  2. Право на особый подход со стороны педагогов, которые должны учитывать психофизические особенности ребёнка, в том числе индивидуально-ориентированные занятия;
  3. Право на бесплатное питание в детском саду;
  4. Право на конфиденциальность информации о состоянии психофизического развития и неразглашении ее третьим лицам, не участвующим в процессе образования детей.

     При наличии показаний для определения статуса «ребенок с ОВЗ» родителям рекомендуем своевременно пройти ПМПК. Обучение по адаптированной общеобразовательной программе начинается только с заявления – согласия мамы ребёнка.

     Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать детский сад, организуется на дому. Основанием для организации обучения на дому являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

По-моему мнению, в детском саду благоприятные условия для организации помощи семьям и детям с ОВЗ.

Об условиях питания обучающихся

Питание организовано в соответствии с двадцатидневным меню, утвержденным центром технологического контроля. Меню разработано с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей двух возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях. При составлении меню учитываются возраст (меню для детей до 3 лет и для детей с 3 до 7 лет), а также рекомендуемый ассортимент основных пищевых продуктов для использования в питании детей в дошкольных образовательных организациях.

Олеся Александровна ежедневно информирует родителей об ассортименте питания детей, вывешивая ежедневное меню в каждой группе, на специальный стенд.

В связи с введением новых санитарных правил, в центре технологического контроля заказали новое двадцатидневное меню. Пищеблок детского сада в период ремонта оборудован необходимым технологическим и холодильным оборудованием и соответствует требованиям санитарных правил. Имеются индивидуальные морозильные камеры для мяса говядины, рыбы. Фрукты и овощи, яйцо, молочная продукция, гастрономия находятся в отдельных холодильниках. Для мониторинга температурного режима холодильников ведётся журнал с отметками температуры. Также ведутся журналы показаний гигрометров и температуры в складах. Сыпучие продукты хранятся в складе № 2 в стеллажах, в таре производителя. Коробки с крупами отодвинуты от стены. Остатки продовольствия ежедневно прописываются на ярлыках. Овощи и фрукты хранятся в складе № 3. Продукты питания принимает на склад от поставщиков заведующий хозяйством детского сада. Он отслеживает качество продуктов, отсутствие ГМО, добавок, консервантов, наличие необходимых сопроводительных документов. Для выдачи продукции поварам имеется холодильник выданной продукции.

Производство готовых блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами, в которых отражена рецептура и технология приготовления блюд и кулинарных изделий. Все технологические карты утверждены директором школы. На второй завтрак детям дают соки, отвар шиповника, фрукты, в зимнее время ввели в рацион цитрусовые. Все потребляемые продукты вносятся в накопительную ведомость. Программа считает среднее количество потребленных белков, жиров, углеводов, калорий за месяц и один день. Выдача готовой пищи в группы осуществляется после снятия пробы бракеражной комиссией в составе медицинской сестры, повара, старшего воспитателя. Результаты контроля регистрируются в журнале бракеража готовой кулинарной продукции.

Петрова О. А. ведет строгий контроль санитарного состояния пищеблока и складов, а также моечных комнат групп. Посуда обновлена полностью, меняется по мере необходимости, вся посуда промаркирована, используется согласно маркировке. Сотрудники пользуются отдельной посудой, которая стоит в отдельной тумбочке и накрыта полотенцами.

В детском саду имеется водоочистная система, поэтому для соблюдения питьевого режима детей используем кипяченную воду.

При приеме пищи в группах большое внимание уделяется привитию культуры приёма пищи: столы помощник воспитателя накрывает скатертью, отслеживает лом и сколы на посуде, на каждый стол ставит салфетницы. В подготовительных группах дети-дежурные помогают накрывать на столы, закрепляют навыки сервировки стола. В моечных комнатах групп имеется вся необходимая посуда для доставки еды в группы.

В ходе проведения контроля отмечено, что дети старших групп съедают почти все предложенные блюда. В меньшей степени им нравятся салаты из моноовощей (моркови или свеклы). Младшие дошкольники первое блюдо съедают охотно, а второе едят уже выборочно, так как сыты.

Вывод: Условия хранения продуктов питания в складах отвечают санитарным нормам. Необходима замена существующего меню новым, соответствующим санитарным правилам 2.4.3648-20.